Спас-на-Крови
Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге – один из самых красивых и великолепных соборов не только города на Неве, но и всей России. Он является одновременно православным храмом и мемориальным памятником, напоминающим об одной из трагических страниц в истории нашей страны. Расположенный в историческом центре Северной столицы, на набережной канала Грибоедова, который в прошлом именовался Екатерининским, Спас-на-Крови впечатляет своей монументальностью и величием.
Среди роскошных дворцов, каналов и мостов Санкт-Петербурга особое место занимает Спас-на-Крови — потрясающий памятник архитектуры, наполненный тайнами, трагедиями и чудесами искусства. Каждый его кирпич, каждая мозаика рассказывают свою неповторимую историю, погружая в атмосферу прошлого.
История Спаса-на-Крови
На рубеже XIX века Санкт-Петербург потрясла трагедия, оставившая глубокий след в истории всей России. 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) был смертельно ранен император Александр II — реформатор, освободитель крестьян, инициатор многих прогрессивных перемен. В тот день государь, как обычно, возвращался домой после военного смотра. На его кортеж было совершено покушение членами организации «Народная воля».
Первая бомба разорвалась у кортежа, повредив карету, но император остался невредим. Несмотря на предупреждения телохранителей, Александр II вышел посмотреть на раненых. В этот момент террорист Игнатий Гриневицкий бросил вторую бомбу прямо к ногам государя. Взрыв был ужасающей силы — император получил тяжелейшие ранения и скончался через несколько часов в Зимнем дворце.
Потрясённая Россия буквально замерла в скорби. Память об императоре, стремившемся преобразить страну, потребовала увековечения особым образом.
Идея строительства храма на месте трагедии возникла почти сразу. Новый император, Александр III, был глубоко привязан к памяти отца и принял решение воздвигнуть собор, который бы не просто служил напоминанием о событиях 1 марта, но и стал символом искупления и молитвы за Россию.
В основу архитектурной концепции положили стиль русской средневековой архитектуры — такой выбор был осознанным. Новый правитель хотел подчеркнуть преемственность русских традиций и веру в национальную самобытность.
Для воплощения грандиозного проекта был выбран архитектор Альфред Парланд — выпускник Академии художеств, известный своим мастерством в стилистике неорусского возрождения.
Работал над концепцией и архимандрит Игнатий (Малышев), настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Архимандрит разработал эскиз общего вида, который Парланд переработал в окончательный проект.
Строительство планировалось народным способом: на средства, собранные со всех концов огромной страны. В 1883 году учреждён специальный комитет по сбору пожертвований. Люди от мала до велика жертвовали деньги, иногда последние, считая дело священным.
Сметная стоимость работ составила более 4,5 миллионов рублей золотом — невероятные по тем временам деньги. В эту сумму вошли не только строительные материалы, но и мозаики, декоративные работы, а также уникальная техника укрепления грунтов вдоль канала.
Заложение первого камня состоялось 6 октября 1883 года в торжественной обстановке, в присутствии императорской семьи и высших сановников.
Храм возводился прямо на набережной канала Грибоедова, где уровень грунтовых вод всегда был крайне высоким. Чтобы обеспечить устойчивость конструкции, под основание заложили бетонную "подушку" толщиной более трёх метров. Это стало одним из первых примеров применения новейших технологий в гражданском строительстве Российской империи.
Важнейшей задачей было сохранить место, где упал смертельно раненый император. Участок мостовой Екатерининского канала зафиксировали в точно таком же виде, как он выглядел в момент трагедии. Над этим местом внутри храма возвели специальный балдахин — киворий из малахита, яшмы и других драгоценных камней.
Стены и своды здания создавались по традиционной русской технологии — кирпичная кладка снаружи облицовывалась камнем и декоративными элементами.
Строительство Спаса-на-Крови длилось почти четверть века. Работы шли не спеша: архитекторы и мастера стремились создать не просто здание, а настоящий памятник. Храм был официально освящён 19 августа 1907 года при участии царской семьи и высших церковных иерархов.
Это интересно!
• Строительство велось исключительно русскими мастерами и материалами, за исключением мрамора, привезённого из Италии.
• На момент открытия храм считался одним из самых технологичных в России: в нём были устроены скрытые вентиляционные каналы и система отопления.
Храм стал одновременно и мемориалом, и действующей церковью. Богослужения здесь проходили в особые дни — память о царе Александре II чтили ежегодными литургиями.
После революции Спас-на-Крови оказался в забвении. В 1930 году храм закрыли для богослужений.
В разное время в здании располагались:
• овощной склад;
• мастерские;
• технические помещения.
Серьёзные разрушения храм получил в годы блокады Ленинграда — одна из бомб попала прямо в центральный купол, но по счастливой случайности не взорвалась.
Только в 1970 году начались долгожданные реставрационные работы. Реставраторы трудились более 27 лет, восстанавливая каждую мозаику вручную, изучая старые чертежи и сохранившиеся фотографии.
В 1997 году Спас-на-Крови вновь открылся для публики как музей-памятник.
Архитектурные особенности Спаса-на-Крови
Архитектурный облик Спаса-на-Крови — уникальный для Петербурга. Среди строгих линий классицизма, господствующих в центре города, он выделяется яркостью, сложностью форм и сказочной декоративностью. Храм построен в стиле русско-византийского зодчества с обилием элементов древнерусской архитектуры.
Композиция асимметрична: центральный восьмерик увенчан мощным шатром с куполом, вокруг которого в живописном беспорядке рассыпались маленькие главы, кокошники, арки и башенки.
Основные элементы:
• Центральный шатровый купол устремляется ввысь, символизируя небесную вертикаль, стремление к Богу.
• Пять луковичных куполов — традиционная структура древнерусских церквей, отсылающая к образу небесного Иерусалима.
• Многоступенчатые апсиды и притворы обрамляют основное здание каскадом декоративных объемов.
Каждая деталь здесь не только украшает, но и подчёркивает символику. В Спасе-на-Крови нет случайных линий: всё подчинено единой гармонии.
Фасады выполнены из красного кирпича, подчёркнутого белокаменными вставками и богатыми керамическими деталями. Для украшения использовались:
• глазурованная майолика;
• сусальное золото;
• полихромные эмали; • яркая мозаика.
Контрасты текстур и цветов делают храм невероятно живым. При разном освещении фасад меняет оттенки: утром играет золотом и малиновыми переливами, к вечеру погружается в синие и фиолетовые тени.
Основные декоративные элементы фасада:
• Мозаичные иконы — более 20 сюжетов украшают внешние стены.
• Кокошники — древнерусские арки-ободки, обрамляющие оконные и дверные проёмы.
• Аркатурные пояски — ряды мелких арочек, создающие ритмическое движение вдоль стен.
• Изразцы с растительным орнаментом — выполнены по старинным техникам.
Расположение и оформление куполов:
• Центральный шатровый купол покрыт золотыми ромбами, чередующимися с эмалевыми вставками.
• Четыре боковых купола — разноцветные, украшенные спиральными лентами, символизируют евангелистов.
• Маленькие луковички, словно вспыхнувшие огоньки, обрамляют основную композицию.
Все купола установлены на мощных барабанах, украшенных арками, нишами и декоративными поясками.
Полезно знать!
Настоящее сусальное золото, использованное на куполах, требует обновления каждые 25–30 лет. Реставраторы вручную переносят тончайшие листочки на поверхность, создавая ослепительное сияние.
Внутреннее пространство:
• Площадь мозаичного покрытия около 7065 квадратных метров, что делает храм одной из крупнейших мозаичных святынь в мире.
• Полы выложены цветным мрамором, образуя сложнейшие геометрические узоры.
• Своды и стены сплошь покрыты мозаичными изображениями святых, апостолов, ветхозаветных пророков и сцен из жизни Иисуса Христа.
Особые элементы внутреннего убранства:
• Иконостас выполнен из полированной яшмы, топаза, малахита и лазурита. Архитектурная структура из пяти ярусов создаёт эффект лёгкости и благородства.
• Киворий — резной навес над местом гибели Александра II, выполнен из редчайших сортов камня: порфира, яшмы, малахита.
• Бронзовые решётки — искусно выкованные ограждения, украшенные растительными узорами и крестами.
Легенды и мифы Спаса-на-Крови
- Заклятие Александра II. Согласно старинной легенде, душа императора Александра II после его гибели осталась рядом с местом трагедии, чтобы оберегать не только храм, но и весь город. Говорят, при закладке первого камня был проведён тайный обряд вечной памяти. С тех пор в народе верили: пока Спас-на-Крови стоит неповрежденным, Санкт-Петербургу не грозят страшные бедствия. Эта вера особенно окрепла в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на тяжёлые бомбардировки и осады, храм устоял. Некоторые повреждения не разрушили ни фундамент, ни главный шатёр.
- Тайна мозаичных ликов. Ходят слухи, что мозаики внутри собора обладают необычайной силой. Особое внимание привлекал образ Христа, размещённый в центральной части купола. Считалось, что выражение его лица меняется в зависимости от чувств и настроения смотрящего.
- Чудеса спасения. История Спаса-на-Крови полна необъяснимых событий. Например, во время одной из сильнейших бомбардировок Второй мировой войны одна из бомб угодила прямо в купол, но взорвалась не сразу. Взрыв произошёл через несколько часов, когда храм был уже эвакуирован, благодаря чему удалось избежать многочисленных жертв и обрушения всего здания. Горожане восприняли этот случай как настоящее чудо: невидимая сила охраняет храм и его окрестности.
- Секрет подземных ходов. Ещё одна загадка связана с подземельями. Многочисленные рассказы утверждают, что под храмом проложена целая сеть тайных ходов. По одной из версий, туннели вели к Михайловскому саду и даже к Зимнему дворцу. Предположительно, они предназначались для экстренной эвакуации царской семьи в случае нового покушения. Официальные исследования пока не подтвердили существование таких ходов, но загадочные пустоты под территорией храма продолжают будоражить воображение исследователей.
- Загадка кивория. Киворий — небольшой резной навес над местом смертельного ранения Александра II — тоже породил немало мистических историй. Люди, долго стоявшие под ним, нередко рассказывали о странных ощущениях. Некоторым казалось, что воздух под киворием становится лёгким, словно вокруг них исчезает земное притяжение. Другие слышали негромкий перезвон, будто где-то рядом звучали крошечные колокольчики, хотя в храме царила абсолютная тишина.
Путешествия с «БигТрансТур»
Организация экскурсии с «БигТрансТур» — это:
• профессиональные экскурсоводы, знающие множество малоизвестных фактов;
• индивидуальные и групповые туры на любой вкус;
• удобные маршруты, включающие посещение Исаакиевского собора, Эрмитажа, Петропавловской крепости и других жемчужин города.
Выбирайте готовые туры с посещением Спаса-на-Крови:
• Тайны белых ночей (https://www.bigtranstour.ru/tours/tury-v-sankt-peterburg/avtobusnyj-tur-neizvestnyj-peterburg.html).
• Жемчужины Северной Венеции (https://www.bigtranstour.ru/tours/tury-v-sankt-peterburg/avtobusnyj-tur-klassicheskij-peterburg.html).
• От Невы до Онеги (https://www.bigtranstour.ru/tours/tury-v-sankt-peterburg/volhov-lajt.html).
Позвольте себе открыть жемчужину Петербурга без забот и суеты! Бронируйте тур прямо сейчас — Санкт-Петербург ждёт незабываемых впечатлений!