Ваш регион:
Ваш регион
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Владимир
  • Нижний Новгород
  • Другой город
х
Заказ тура
Позвоните мне

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор - самый известный и величественный храм Санкт-Петербурга, Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. 

 

Величественный, грандиозный, окутанный легендами Исаакиевский собор давно стал не просто архитектурным памятником, а настоящим символом Петербурга. Его позолоченный купол сверкает на солнце, отражается в водах Невы и виден за многие километры. Проходя мимо, невозможно не замереть в восхищении: перед глазами — каменная поэма о величии, упорстве и искусстве.

Как создавался Исаакиевский собор?

История строительства Исаакиевского собора — это масштабная эпопея длиной в сорок лет, олицетворяющая грандиозные амбиции Российской империи и технический прогресс XIX века.

Изначально на месте нынешнего собора стояли три храма:

• Первый — деревянная церковь святого Исаакия Далматского, построенная в 1707 году по указу Петра I в честь Святого, день памяти которого совпадал с днём рождения императора.

• Второй — каменная церковь 1717–1727 годов, заложенная при Екатерине I, завершённая при Петре II.

• Третий собор (1768–1802) был построен при Екатерине II архитектором Антонио Ринальди, но оказался архитектурно неудачным: здание выглядело тяжеловесно, фундамент просел.

К началу XIX века было принято решение о полном переустройстве собора.

Император Александр I объявил конкурс на проект нового Исаакиевского собора. Среди претендентов были именитые архитекторы, но в итоге император выбрал молодого малоизвестного француза Огюста Монферрана.

Это интересно!

По легенде, Монферрану предсказали в юности, что он построит грандиозный храм, но это будет его последняя работа. И действительно, Исаакиевский собор стал главным и последним крупным проектом архитектора.

В 1816 году в Петербург прибыл Огюст Монферран. Монферран приступил к работе с невероятным упорством. Он понимал, что строительство должно выдержать проверку временем, климатом и болотистой почвой Петербурга, чьи зыбкие грунты не раз ставили в тупик лучших инженеров Европы.

Строительство на болотистой почве было крайне рискованным: грунты представляли собой чередование песчаных и илистых слоёв, насыщенных водой.

Чтобы избежать осадки здания:

• забили 10 762 лиственничные сваи. Лиственница — уникальное дерево: в воде она не гниёт, а каменеет;

• для подготовки участка вырыли огромные котлованы глубиной до 7 метров, откачивая воду насосами, приводимыми в действие вручную и конными механизмами;

• поверх свай уложили многослойную бетонно-каменную платформу — первую в России систему массивного железобетонного основания;

• для выравнивания давления разработали метод использования "подушек" из песка и булыжников;

• вокруг котлована стояли специальные дренажные сооружения, отводившие грунтовые воды в Неву.

Поднимать на такую нестабильную основу массивные конструкции было задачей не менее сложной. Монферран задумал создать четыре величественных портика, украшенных гранитными колоннами. Каждая колонна добывалась в Выборгских карьерах, причём гранит вырезали прямо в монолитах длиной до семнадцати метров. Зимой, в самый лютый мороз, колонны перевозили по замёрзшим рекам и болотам на гигантских деревянных санях. Доставленные в город гигантские глыбы поднимали на место с помощью деревянных лесов и сложной системы блоков, лебёдок и рычагов без применения металлических кранов.

Особое место в строительстве занимал купол. Монферран разработал новаторскую для того времени конструкцию – двойной купол: внутренний несущий и внешний декоративный. Основой служил железный каркас, впервые столь масштабно применённый в храмовом строительстве. Конструкции собирали на земле, а затем поднимали наверх по частям, стыкуя их на высоте свыше 90 метров.

Внешнюю поверхность купола покрыли сусальным золотом по методу амальгамного золочения: на тонкий слой золота наносилась ртуть, затем амальгама выпаривалась при нагревании, оставляя сверкающий золотой налёт. Этот процесс был смертельно опасен: пары ртути отравляли мастеров, и многие рабочие жертвовали своим здоровьем ради красоты собора.

Строительство собора заняло долгие сорок лет. 30 мая 1858 года состоялось долгожданное освящение Исаакиевского собора. Петербург ликовал: тысячи горожан собрались на площади, чтобы увидеть величественное здание, сверкающее золотом и белизной мрамора. Купол нового собора поднялся над городом на высоту более ста метров, став самым высоким сооружением в Петербурге.

Монферран успел увидеть своё творение завершённым, но вскоре после торжественного открытия тяжело заболел и скончался. Как будто судьба действительно сдержала давнее предсказание: построив величайший храм, архитектор ушёл из жизни.

Исаакиевский собор стал не просто памятником архитектуры — он воплотил в себе мечту целой эпохи о бессмертии человеческого труда, вере в науку и искусство.

Архитектура Исаакиевского собора

Архитектурный облик Исаакиевского собора поражает величием, стройностью и продуманностью каждой детали.

Основной объем здания — прямоугольный в плане, с четырьмя монументальными портиками, ориентированными по сторонам света. Каждый портик украшен колоннадой из монолитных гранитных колонн высотой 17 метров и весом до 114 тонн. Колонны выполнены из карельского красного гранита, отполированного до зеркального блеска.

Купол собора — настоящее инженерное чудо. Его конструкция состоит из трех оболочек; это:

• внутренняя — несущая, металлическая;

• средняя — кирпичная, служащая для дополнительной прочности;

• наружная — медная, покрытая сусальным золотом.

Купол опирается на массивный барабан, окружённый кольцом окон и бронзовыми статуями апостолов.

Фасады собора украшены скульптурными композициями на библейские темы, выполненными выдающимися мастерами своего времени — И. П. Витали, П. К. Клодтом, А. И. Токаревым.

Стиль собора сочетает:

• строгость античных форм (ордерная система портиков);

• барочную динамику силуэта;

• ампирную декоративность в интерьерах.

Монферран стремился создать не просто храм, а символ вечности и мощи Российской империи.

Это интересно!

• Все 112 гранитных колонн собора были подняты с помощью уникальных деревянных подъёмников, сконструированных без использования металлических гвоздей.

• Позолота купола выполнена по особой технологии амальгамирования: золото смешивали с ртутью, наносили на поверхность, затем выпаривали ртуть нагреванием, оставляя тончайший золотой слой.

• На соборе нет ни одной одинаковой скульптуры ангелов: каждый создан с уникальной позой и выражением лица.

Фундамент на зыбком грунте: чудо инженерной мысли

Строительство на болотистой почве Санкт-Петербурга всегда требовало выдающихся инженерных решений. Исаакиевский собор стал одной из самых амбициозных задач.

Чтобы удержать громадную массу здания:

• забили 10 762 сваи из крепкой лиственницы, не подверженной гниению в воде;

• поверх свай уложили несколько слоёв трамбованного песка и гранитных плит, формируя мощнейший фундамент.

• особая система дренажа обеспечивала постоянный отвод подземных вод, снижая давление на основание.

Толщина стен в основании достигала 5 метров! Это обеспечивало не только прочность, но и долговечность конструкции.

Уникальность подхода заключалась в тщательной проработке каждого этапа: Монферран сам лично контролировал забивку свай, проверяя их качество по звучанию древесины при ударе молотом.

Великолепие интерьера

Внутреннее убранство Исаакиевского собора по праву считается одним из самых роскошных среди православных храмов мира.

Использованные материалы:

• 14 видов мрамора: белый, серый, розовый, черный, зеленый;

• полудрагоценные камни: малахит, лазурит, родонит;

• драгоценные металлы: сусальное золото, серебро.

Элементы оформления:

• иконостас украшен массивными колоннами из цельных кусков малахита и лазурита. Это настоящее сокровище декоративно-прикладного искусства;

• витраж "Воскресение Христово" за алтарем — один из немногих в православной архитектуре витражей такого масштаба;

• фрески Карла Брюллова украшают своды центрального купола: сцены "Богородица в славе" и "Ветхозаветные пророки" поражают динамикой композиций и богатством цвета.

Каждая деталь интерьера создавалась с безупречным вкусом, с тщательным соблюдением симметрии и символики.

Полезно знать!

• Высота Исаакиевского собора с крестом — 101,5 метра. На момент завершения строительства собор стал четвертым по высоте купольным зданием в мире.

• Позолота купола весит около 100 килограммов чистого золота.

• Подъем на колоннаду возможен пешком — нужно преодолеть 562 ступени. Но вид с высоты колоннады стоит усилий: открывается панорама всего центра Петербурга.

• Мозаика собора занимает площадь более 4000 квадратных метров. Это одна из крупнейших мозаичных работ в мире.

• В годы Великой Отечественной войны купол был окрашен в серый цвет для маскировки от немецких бомбардировщиков.

Скульптурное убранство

Скульптурные композиции Исаакиевского собора — шедевр русского классицизма. Они украшают фасады, купол и фронтоны здания, создавая законченную визуальную симфонию.

• Ангелы и апостолы. Бронзовые статуи апостолов венчают барабан собора, создавая величественное обрамление купола. Каждый апостол изображён с индивидуальными чертами лица и атрибутами.

• Фронтонные композиции. На фронтонах размещены рельефы на темы Благовещения, Воскрешения Лазаря, Страшного Суда. Эти работы создавались по проектам лучших художников того времени, включая Фёдора Бруни и Карла Брюллова.

• Бронзовые двери. Каждая дверь собора — отдельное произведение искусства. Они украшены сложными барельефами, изображающими сцены из Ветхого и Нового Заветов.

Работы велись по уникальной технологии литья и чеканки бронзы, что позволило добиться невероятной чёткости деталей и выразительности образов.

Интересный факт

Многие ангелы и святые на фасаде имеют лица реальных людей — мастеров, художников и инженеров, участвовавших в строительстве.

Легенды и тайны Исаакиевского собора

Исаакиевский собор всегда притягивал мистиков, исследователей и романтиков. Его стены хранят множество легенд.

Самые известные истории:

• Тайные подземные ходы. Под собором расположены сложные технические помещения, а также проходы, которые в разные времена использовались для безопасной эвакуации персонала и охраны.

• Незримые символы. Некоторые исследователи считают, что в убранстве собора зашифрованы тайные масонские знаки: триединая структура купола, идеальная симметрия пространства, использование числа 12 (апостолы, колонны, окна барабана).

• Магия купола. По городской легенде, если загадать желание на вершине колоннады и обойти её трижды по кругу, желание обязательно сбудется.

Исаакиевский собор вместе с «БигТрансТур»

Организация экскурсии с «БигТрансТур» — это:

• профессиональные экскурсоводы, знающие множество малоизвестных фактов;

• индивидуальные и групповые туры на любой вкус;

• удобные маршруты, включающие посещение Исаакиевского собора, Эрмитажа, Петропавловской крепости и других жемчужин города.

Посмотрите наши популярные маршруты:

• Тайны белых ночей (https://www.bigtranstour.ru/tours/tury-v-sankt-peterburg/avtobusnyj-tur-neizvestnyj-peterburg.html).

• Русская Скандинавия (https://www.bigtranstour.ru/tours/tury-v-sankt-peterburg/skandinaviya.html).

• Серебряное ожерелье России Петербург и Выборг (https://www.bigtranstour.ru/tours/tury-v-sankt-peterburg/v-serdce-peterburga.html).

Не упускайте шанс прикоснуться к вечности! Бронируйте поездку с «БигТрансТур», начните своё незабываемое путешествие в сердце Санкт-Петербурга!

Печать страницы
Тур добавлен в избранное. Перейти к избранным турам.